Открытие наследственного дела производится в нотариальном порядке по месту последней регистрации умершего.

В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом № 457-ФЗ от 29.12.2014г., отменен порядок ведения наследственных дел по алфавитному принципу, оформить наследственные права после умерших с 01.01.2015г., зарегистрированных по месту жительства на дату смерти на территории г.Новокузнецк, наследник может у любого нотариуса Новокузнецкого нотариального округа.

Главный документ, на основании которого заводится дело — это свидетельство о смерти наследодателя. С его помощью удостоверяется не только его личность, но и дата смерти. Этот документ выдается ЗАГСом по месту жительства или смерти наследодателя после оплаты госпошлины.

Кроме этого, наследникам необходимо подтвердить свои родственные или свойственные отношения с умершим. Сделать это можно при помощи таких документов, как свидетельство о рождении, заключении или расторжении брака. При смене имен и фамилий, не связанной с регистрацией брака, необходимо запросить соответствующие справки из ЗАГСа. К примеру, оформление наследства после смерти родной сестры, выходившей замуж, требует предоставления свидетельств о рождении наследника и умершей, а также свидетельства о браке, подтверждающего изменение ее фамилии.

Наследникам также необходимо предоставить нотариусу выписку из домовой книги и справку о фактическом местопроживании наследодателя. Эти документы подтверждают регистрацию умершего и содержат информацию о лицах, прописанных вместе с ним. Получить их можно в паспортном столе по месту жительства наследодателя.

Кроме этого, для открытия дела потребуются документы, подтверждающие права собственности на имущество наследодателя, которое может состоять из самых разнообразных активов. Это могут быть квартиры, земельные участки, автомобили, доли в ООО, денежные средства на банковских счетах, ценные бумаги и прочие вещи. Поэтому определить перечень необходимых бумаг поможет консультация нотариуса. Наследникам нужно помнить о том, что кроме имущества у наследодателя могут иметься и долги, которые также входят в наследственную массу. Следовательно, нотариусу необходимо предоставить договоры займа, заключенные умершим, а также прочие документы, подтверждающие наличие обязательств.

Завершающим этапом является написание заявления о принятии наследства, которое заверяется подписью и печатью нотариуса. После этого наследник должен получить справку об открытии наследственного дела, а также запросы в те организации, информация от которых необходима нотариусу для оформления свидетельства о праве на наследство.